belonogova


Научный стиль

vk.com/nauchstil


Previous Entry Share Next Entry
Царевна на картине Васнецова символизирует... каменный уголь!
belonogova

Wiktor Michajlowitsch Wassnezow 001

Искусство модерна оживает в лекции Натальи Юрьевны Бартош. Слушая ее, мы не просто узнаём о творениях модернистов, о характерных чертах стиля. Мы чувствуем настроение той эпохи:

«Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства» — эти полотна были производственным заказом Саввы Мамонтова для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги. Три царевны олицетворяют богатство недр Донбасса, а ковер-самолет — саму железную дорогу, возможность двигаться быстро и легко.

Из лекции мы узнаём:

(1) чем жили, о чём мечтали творцы и вдохновители русского модерна на рубеже XIX-XX вв
(2) что им удалось
(3) что не получилось.

1. Мечта

Эстетика модерна очень узнаваема, но суть его — не на поверхности. Наталья Юрьевна подчеркивает, что в основе направления изначально лежала особая философия:

Дж. Уоттс, портрет Уильяма Морриса, 1870Уильям Моррис, портрет (худ. Дж. Уоттс)

Европейский модерн вырастает из философской концепции декоратора, оформителя книг, писателя, социалиста-утописта Уильяма Морриса. Вслед за английскими эстетами он создает целую теорию того, как можно изменить сущность, природу человека. Поместите человека в эстетическое пространство — и вместо грубого, жестокого существа вы увидите идеальную личность. Эта гармоничная, целесообразная личность должна была возникнуть из эстетизированного пространства дома. Дом — самое главное. Его наполняют прекрасными вещами, произведениями искусства. Мебель, вазы, украшения, даже пузырьки для духов, — всё это создает особый фон модерна, особое пространство.

С точки зрения искусства модерна, даже не бытие, а быт определяет сознание. Ремесленник становится творцом человека — в этом рецепт восхождения и высокая мечта искусства модерна. «Ни один стиль до модерна не стремится в такой степени к переделке социума», — говорит Наталья Юрьевна.

Владимир СоловьевВ.С. Соловьев (художник Иван Крамской)

Похожим образом русский модерн вдохновлялся концепцией теургии Владимира Сергеевича Соловьева, идеей сотворчества человека и бога:

Человек дорастет до того момента, когда он сможет быть сотворцом бога — тогда он сможет создавать истинную красоту. Есть и обратный путь: создавая истинную красоту, он становится в высшей степени творцом. Этот призыв Соловьева повлиял серьезно на очень многих русских писателей, философов, художников, композиторов.

2. Что удалось

«И человеку Бог был двойником. Так Скрябина я видел за роялью», — писал Константин Бальмонт. Творцы модерна всерьез вдохновлялись мечтой о запредельной красоте, приравнивая себя к богам. Создавали шуточные храмы, писали неканонические иконы с натуры. Дерзкое стремление, но плодами его стали великие произведения русского модерна.

Илья Репин, портрет МамонтоваСавва Иванович Мамонтов (худ. Илья Репин)

Искусство расцветает благодаря поддержке меценатов:

Савва Иванович Мамонтов, купеческий сын, стал меценатом государственного уровня. Он спонсировал русское искусство в этот период, наверное, гораздо больше, чем наше государство. Он занимался железными дорогами, имел огромную сеть мануфактур. Но эта деятельность тяготила его. Накопление богатства для него имело один смысл — чтобы его потратить.

Сам С.И. Мамонтов был талантливым художником, незаурядным скульптором, музыкантом. В своей усадьбе в Абрамцеве он собирает домочадцев, поэтов, художников, композиторов... Он открывает гениев. Молодой Серов, молодой Коровин начинают у Мамонтова. Виктор Михайлович Васнецов и Елена Дмитриевна Поленова увлекаются мотивами русских сказок, пытаются уловить через них русское начало, русскую душу, воплотить их в формах модерна, увидеть в обыденном сказочное, декоративное, таинственное. Под влиянием идей Морриса Поленова открывает мастерские, где делается особая мебель в русском стиле на заказ. Делаются табуретки, стулья, люстры, комоды. Отрывает мастерскую с майоликой. Этой техникой увлекается Врубель.

Камин "Вольга Святославич и Микула Селянинович" в доме Бажанова Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова,
майолика (тип керамики), по эскизу Михаила Врубеля

В Абрамцеве появляются первые постройки в так называемом «русском стиле». Сказочный теремок для семьи Мамонтовых, ныне Церковь Спаса Нерукотворного, изначально задумывалась не как храм, а как символ теургии.

Васнецов и Прахов становятся авторами художественного оформления Владимирского собора в Киеве, величайшего храма-памятника. В Третьяковке иногда выставляют эскизы Васнецова к росписям храма. При случае — всем смотреть обязательно вживую.

Васнецов, Радость праведных о ГосподеВиктор Васнецов, Радость праведных о Господе (центр)

В это же время творит архитектор-самоучка Фёдор Шехтель — автор Ярославского вокзала, МХТ им. Чехова и целого ряда архитектурных памятников. В Самаре, столице модерна, ученик Шехтеля Зеленко строит особняк для купца Курлина и его супруги. Курлины активно занимаются благотворительностью, содержат детские училища и приюты.

3. Что не получилось

Надо сказать, что правление Донецкой железной дороги не оценило порыв Саввы Ивановича украсить интерьер сказочными полотнами Васнецова:

Члены правления не просто не приняли заказ, они забаллотировали Мамонтова. Воспринято всё это было как безумие, простите, зажравшегося купца. Мамонтову в лицо летели очень гневные обвинения в том, что он не деловой человек, что он дестабилизирует работу всего правления, пытается уничтожить серьезное отношение к деятельности и саму идею серьезного труда, создавая такие легкомысленные (на мой взгляд, конечно, совсем не легкомысленные!) полотна для украшения кабинета.

Виктор Васнецов, «Ковер-самолет»Виктор Васнецов, «Ковер-самолет»

Савва Иванович постепенно подходит к большому краху. Первые предвестники его — уже в 1890-е годы, потом начинаются серьезные проблемы с бумагами. Мамонтов работает с министром финансов, знаменитым реформатором С.Ю. Витте, который очень сильно подвел его. На несколько месяцев Мамонтов оказывается в тюрьме.

Несмотря на поддержку друзей, он потерял деньги и репутацию и больше не был предпринимателем. А художественные мастерские в Абрамцеве оказались иллюзией производства:

Такая деятельность не бывает сверхприбыльной, с этим когда-то столкнулись и англичане. Уильям Моррис мечтал сделать произведения искусства доступными для рабочих, поэтому модерн пытается превратить все предметы быта в произведения искусства. Делает их изысканными, грациозными, оформляет декором. Он добивается только обратного: произведения настолько трудоемки, что доступны по цене только очень и очень богатым людям. Это было одним из самых больших разочарований Морриса.

Усадьба Абрамцево - Фрагмент Церкви Спаса Нерукотворного Фрагмент Церкви Спаса Нерукотворного,
Абрамцево

Семью Мамонтова одна за другой постигают невзгоды. В возрасте 22 лет от простуды умирает сын Мамонтова, Андрей, начинающий художник. Появляется пристройка к храму в Абрамцеве с надгробным крестом для Андрея Саввича, где написано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Возможность в духовном страдании понимать и видеть божественное в конце жизни открывается человеку, который владел многими судьбами.

Потом уходит из жизни самая большая любовь Мамонтова — его дочь Верочка, та самая «Девочка с персиками». В возрасте 32 лет она умирает от воспаления легких, сгорает буквально в течение нескольких рождественских дней.

Вблизи храма-теремка погребены дочь, жена Саввы Ивановича, его внук, сын Веры.

Всё это, конечно, разрывает ему сердце. Сам Савва Иванович умирает в 1918. И всё же есть чувство, что такие люди не уходят, они остаются в русской культуре и в русском искусстве.

Путь к запредельной красоте оказался нелегким и для других деятелей русского модерна:

Эстетизация духовного начала привлекала многих. Но по-настоящему приобщение к духовной жизни, так же как у Мамонтова, происходит только тогда, когда человек сталкивается не просто с прекрасным, а со страданием, с болью. И через эту боль он начинает понимать и переосознавать творчество.

Христос, Н. А. Андреев Христос, Н. А. Андреев

Характерный образ — надгробная фигура Христа в исполнении Н. А. Андреева:

Это бог, оказавшийся в мире людей и неспособный изменить и преобразить его. Беспомощный Христос с безвольными, почти перебитыми руками. Общая трагедия, безволие, ощущение внутренней пустоты пугает в модерне. Лицо Христа — не спасающее, а наоборот, ждущее милости. Он сам ожидает спасения.

В Самаре маленькая дочь купца Курлина умирает, не дожив до двух лет. Сам Курлин через несколько лет впадает в безумие и заканчивает жизнь в лечебнице для душевнобольных.

После его смерти молодая вдова оказывается предметом разговоров и пересудов. Алексей Толстой в «Хождении по мукам» описывает ее самарский особняк и говорит о том, как купчиха, вся раззолоченая жемчугами и бриллиантами, упархивает в дорогой карете в безнадежном движении. Безвкусная роскошь? Я думаю, Толстой тут не прав.

После революции Курлина уезжает в Москву, захватив с собой единственную вещь — печать мужа, сделанную из горного хрусталя. Там она жила до глубокой старости в простой коммунальной квартире. Ее шикарный особняк — ныне самарский Музей Модерна.

Особняк Курлиной (Самара) Особняк Курлиной (Самара)

Александр Скрябин участвует в теургии как музыкант:

Он пытается перестроить музыку, создать ее не только по законам красоты, но и по законам теургии. Когда к нему приходит настоящая известность, он задумывает огромную «Мистерию», грандиозное мистическое действие, где должен был присутствовать оркестр из тысячи человек, всё это должно было соединить мировой дух с косной материей, уничтожить вселенную и сотворить мир заново.

Незадолго до премьеры Скрябин умирает от случайного заражения крови, буквально из-за вскочившего под носом прыща. Творцы человека, желавшие сравняться с богом и превзойти его — их собственная жизнь роковым образом зависела от случайностей.

Модерн — стиль, который начинается с с вещей, с того что вещь должна преобразить и изменить человека. Но в итоге сам человек меняет мир этих вещей. Человек модерна — я показала вам несколько судеб. Очень немногие из них жили долго и счастливо. Судьбы их оказывались трагическими.

По иронии судьбы, продолжить дело пришлось большевикам: подарить искусство народу, заново сотворить мир и человека, а заодно спасти страну от инфекционных эпидемий, снизить детскую смертность и создать систему здравоохранения, которую потом копировали британцы. Но революционная смена власти — событие не менее драматичное. Русский модерн предчувствовал обрушение старого мира, предчувствовал революцию, отражал ее:

Модерн стал искусством перелома. Очень быстро мир красивых вещей рушится, появляется простота, сдержанность прямая линия конструктивизма, аскетика авангарда. Авангард — частица модерна, русского искусства, но одновременно это и грандиозный взрыв, революция формы.

Подробнее о русском авангарде мы услышим уже совсем скоро, 18 ноября в Доме Ученых.

Отчеты об интересных событиях Академгородка теперь публикуются здесь.
Подписывайтесь, будет интересно!


?

Log in

No account? Create an account